Провозглашение итогового решения в связи с жалобой гражданина Т.А. Валиева. Заседание будет транслироваться в онлайн режиме на главной странице официального сайта Конституционного суда РТ
27.01.2022

27 января 2022 года Конституционный суд Республики Татарстан провозгласил постановление по делу о проверке конституционности отдельных положений абзацев второго — пятого пункта 4.1, взаимосвязанных пунктов 4.2 и 4.4 Положения о порядке предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда города Казани, утвержденного решением Казанской городской Думы от 1 ноября 2006 года № 11-13, в связи с жалобой гражданина
Т.А. Валиева (далее также — Положение).

Дело было рассмотрено в открытом заседании Конституционного суда Республики Татарстан 23 декабря 2021 года.

Предмет рассмотрения

Предметом рассмотрения Конституционного суда Республики Татарстан являлись:

отдельные положения абзацев второго — пятого пункта 4.1 Положения в той мере, в какой они, устанавливая периоды предоставления гражданам жилых помещений маневренного фонда, служат нормативным основанием для отнесения гражданина к той или иной категории, обладающей в рамках этих периодов правом на предоставление таких жилых помещений;

—  взаимосвязанные пункты 4.2 и 4.4 Положения в той мере, в какой они содержат неопределенность в вопросе о том, какие решения могут быть приняты по итогам рассмотрения заявлений граждан либо обращений организаций о предоставлении гражданам жилых помещений маневренного фонда.

 

Обстоятельства, послужившие поводом к обращению в Конституционный суд Республики Татарстан

 

Гражданин Т.А. Валиев со своей супругой, дочерью и ее тремя несовершеннолетними детьми зарегистрирован в комнате общежития. Его семья, признанная малоимущей, состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Полагая, что перспектив  получения жилого помещения по договору социального найма у него не имеется, он обратился в Управление жилищной политики Исполнительного комитета муниципального образования города Казани с заявлением о предоставлении его семье за плату во временное пользование по договору найма жилого помещения маневренного фонда, однако получил отказ в связи с тем, что в городе Казани не создан маневренный фонд для временного проживания граждан.

Позиция заявителя

Заявитель обращает внимание на то, что установленное отдельными положениями обжалуемых абзацев второго — пятого пункта 4.1 Положения правовое регулирование, определяющее периоды предоставления за плату во временное пользование по договору найма жилых помещений маневренного фонда, фактически закрепляет исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на предоставление им таких жилых помещений, не учитывая при этом, в нарушение основополагающих положений статьи 95 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее также — Жилищный кодекс), иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством, к которым, по его мнению, может быть отнесен и он.

Взаимосвязанные положения пунктов 4.2 и 4.4 Положения, по мнению гражданина Т.А. Валиева, определяя процедуру предоставления жилых помещений маневренного фонда, вместе с тем не предусматривают, какие решения могут быть приняты по итогам рассмотрения заявлений граждан либо обращений организаций и по каким основаниям. Указанное, по его мнению, допускает возможность принятия уполномоченным органом соответствующего решения по своему усмотрению в произвольном порядке.

 

Позиция Суда

Рассматривая данное дело, Конституционный суд Республики Татарстан установил, что по своему правовому содержанию оспариваемые заявителем абзацы второй — пятый пункта 4.1 Положения носят бланкетный характер, поскольку содержат отсылочное положение, в частности к статье 106 Жилищного кодекса. Однако рассматриваемые нормы не в полной мере согласуются с требованиями части 2 данной статьи в ее взаимосвязи со статьей 95 этого же Кодекса, поскольку они не содержат периоды предоставления жилых помещений маневренного фонда для граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также для иных граждан, в случаях, предусмотренных законодательством.

Таким образом, Конституционный суд Республики Татарстан пришел к выводу, что в системе действующего правового регулирования обжалуемые нормы, фактически устанавливая исчерпывающий перечень категорий граждан, обладающих правом на предоставление жилого помещения маневренного фонда, допускают различный подход к решению вопроса его предоставления, а также возможность произвольного их применения, что не соответствует общеправовым критериям ясности и недвусмысленности правовой нормы и, следовательно, нарушают конституционный принцип равенства и справедливости.

Вместе с тем нельзя не учитывать субсидиарный характер оспариваемого пункта 4.1 Положения по отношению к вышеприведенным нормам Жилищного кодекса, что предполагает прямое действие взаимосвязанных положений статей 95 и 106 данного Кодекса. Исходя из этого, само по себе отсутствие в обжалуемых абзацах втором — пятом пункта 4.1 Положения правовых норм, идентичных по содержанию положениям Жилищного кодекса, не означает, что последние не подлежат обязательному применению на территории муниципального образования города Казани.

Учитывая вышеизложенное, Конституционный суд Республики Татарстан посчитал возможным воздержаться от признания отдельных положений абзацев второго — пятого пункта 4.1 Положения не соответствующими Конституции Республики Татарстан, поскольку исключение из правового поля оспариваемых нормативных положений может повлечь за собой необоснованное ограничение прав граждан на предоставление им жилых помещений маневренного фонда на территории муниципального образования города Казани.

Этим с представительного органа местного самоуправления города Казани не снимается обязанность, исходя из требований Конституции Республики Татарстан, своевременно внести в обжалуемый акт соответствующие изменения, вытекающие из положений Жилищного кодекса и данного Постановления, с тем чтобы закрепленное за определенными категориями граждан право на получение жилых помещений маневренного фонда не ставилось под сомнение, а в правоприменительной практике исключалось противоречивое истолкование оспариваемых правовых норм.

Рассматривая взаимосвязанные нормы пунктов 4.2 и 4.4 Положения Конституционный суд Республики Татарстан установил, что их следует рассматривать в неразрывном единстве с пунктом 1.4 Положения, предусматривающим, что жилые помещения маневренного фонда предоставляются гражданам по решению Исполнительного комитета города Казани, пунктом 4.3 Положения, устанавливающим перечень документов, подлежащих представлению гражданином в уполномоченный орган, а также с пунктом 4.1 Положения в его взаимосвязи со статьей 95 Жилищного кодекса, определяющим случаи и основания предоставления гражданам жилых помещений маневренного фонда. Приведенным регулированием продиктована необходимость соблюдения алгоритма действий, в соответствии с которым уполномоченный орган, получив заявление гражданина либо обращение организации осуществляет оценку обстоятельств, являющихся основанием для получения жилых помещений маневренного фонда для временного проживания, а также приложенных к заявлению документов на предмет обеспеченности гражданина жилыми помещениями в городе Казани, и в установленный срок принимает соответствующее решение.

При этом нормативно-правовые характеристики обстоятельств, вытекающих из норм Положения и Жилищного кодекса, предопределяют мотивированность принимаемых уполномоченным органом решений как об удовлетворении, так и об отказе в удовлетворении заявления граждан либо обращений организаций о предоставлении гражданам жилых помещений маневренного фонда.

Конституционный суд Республики Татарстан указал, что оспариваемые гражданином Т.А. Валиевым нормы сами по себе не содержат неопределенности в вопросе о том, какие решения могут быть приняты по итогам рассмотрения заявлений граждан либо обращений организаций о предоставлении гражданам жилых помещений маневренного фонда, и не допускают иной их трактовки в правоприменительной практике, не согласующейся с логикой данного правового регулирования, и исключают такое их применение, при котором возможно принятие уполномоченным органом немотивированного решения как положительного, так и отрицательного.

На основании вышеизложенного Конституционный суд Республики Татарстан пришел к выводу, что взаимосвязанные положения пунктов 4.2 и 4.4 Положения, являющиеся в системе действующего правового регулирования элементом организационно-процедурного механизма реализации гражданами права на получение жилого помещения маневренного фонда города Казани, по своему конституционно-правовому смыслу предполагают, что уполномоченный орган в сроки, установленные обжалуемым нормативным правовым актом, обязан принимать мотивированное решение о предоставлении жилого помещения маневренного фонда или об отказе в его предоставлении, и тем самым не содержат неопределенности в рассматриваемом аспекте, а, следовательно, соответствуют Конституции Республики Татарстан.

Вместе с тем в целях единообразного применения положений, определяющих порядок рассмотрения заявлений граждан, либо обращений организаций о предоставлении гражданам жилых помещений маневренного фонда города Казани, Конституционный суд Республики Татарстан считает целесообразным рассмотреть вопрос совершенствования данного правового регулирования путем внесения изменений, направленных на более подробную регламентацию процедуры принятия соответствующего решения, с отражением в нем прямого указания на обязательность мотивированного обоснования принятого решения.

При выработке своей правовой позиции Конституционный суд Республики Татарстан руководствовался положениями Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 года, Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года, а также использовал правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации.

Председательствовал в заседании — Председатель Конституционного суда Республики Татарстан Хуснутдинов Фархат Гусманович.

Судья-докладчик Мусин Фанис Сахибутдинович



Смотреть полный текст

назад

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International