Судебное заседание

23 декабря 2021 г., четверг

23 декабря 2021 года, в четверг, в 10.00 часов Конституционный суд Республики Татарстан рассмотрит дело о проверке конституционности абзацев второго—пятого пункта 4.1, пунктов 4.2 и 4.4 Положения о порядке предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда города Казани, утвержденного решением Казанской городской Думы от 1 ноября 2006 года № 11-13, в связи с жалобой гражданина Т.А. Валиева.

Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданина Т.А. Валиева.

Справка

Согласно абзацам второму—пятому пункта 4.1 Положения о порядке предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда города Казани, утвержденного решением Казанской городской Думы от 1 ноября 2006 года № 11-13 (далее также — Положение) жилые помещения маневренного фонда предоставляются в случаях и по основаниям, предусмотренными статьями 88, 106 Жилищного кодекса Российской Федерации, за плату во временное пользование по договору найма жилого помещения маневренного фонда на период:

1) до завершения капитального ремонта или реконструкции дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде;

2) до завершения расчетов с гражданами, утратившими жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными;

3) гражданам, единственное жилое помещение которых стало непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств.

Пункт 4.2 Положения предусматривает, что жилые помещения в маневренном фонде предоставляются гражданам на основании заявления либо по обращению организации, управляющей муниципальным жилищным фондом, о проведении реконструкции и капитального ремонта либо юридического лица, являющегося залогодержателем.

В соответствии с пунктом 4.4 Положения заявления граждан и обращения организаций о предоставлении жилого помещения в маневренном жилом фонде рассматриваются уполномоченным органом в течение 30 дней со дня поступления. О принятом решении сообщается гражданам и организациям в письменной форме в течение 10 дней со дня принятия.

История вопроса

Как следует из жалобы и приложенных к ней копий документов, гражданин Т.А. Валиев со своей супругой, дочерью и ее тремя несовершеннолетними детьми зарегистрирован в комнате общежития общей площадью 26,05 кв. м, при этом совокупный уровень обеспеченности общей площадью на одного члена семьи составляет 4,34 кв. м. Его семья, признанная малоимущей, состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 19 февраля 2010 года, но до настоящего времени жилье по договору социального найма ей не предоставлено и перспектив его получения, по мнению заявителя, у них нет, поскольку очередь не движется. В связи с этим он обратился в Управление жилищной политики Исполнительного комитета муниципального образования города Казани с заявлением о предоставлении его семье жилого помещения маневренного фонда за плату во временное пользование по договору найма жилого помещения маневренного фонда, однако получил отказ на том основании, что Исполнительный комитет города Казани не имеет маневренного жилищного фонда для временного проживания граждан по договору коммерческого найма.

Позиция заявителя

Гражданин Т.А. Валиев указывает, что поскольку основания для отказа в предоставлении ему жилого помещения маневренного фонда за плату во временное пользование по договору найма жилого помещения маневренного фонда в оспариваемом Положении не установлены, отказ на том основании, что город Казань не выполняет своей обязанности по созданию маневренного жилищного фонда, не может считаться законным.

Заявитель обращает внимание на то, что в обжалуемых абзацах втором—пятом пункта 4.1 Положения установлен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на предоставление им жилых помещений маневренного фонда. Между тем статья 95 Жилищного кодекса Российской Федерации в отличие от оспариваемых норм предусматривает, что жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания также граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и, что особенно важно, иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством, к которым, по его мнению, может быть отнесен и он. Гражданин Т.А. Валиев считает, что установление в обжалуемых положениях исчерпывающего перечня категорий граждан, имеющих право на предоставление им указанного жилья, не соответствует конституционной норме о законности решений органов местного самоуправления.

Кроме того, по мнению заявителя, пункты 4.2 и 4.4 Положения, устанавливая порядок рассмотрения заявлений граждан и обращений организаций о предоставлении жилого помещения в маневренном жилом фонде и порядок предоставления такого жилого помещения, определяют только то, кто и в какой срок рассматривает заявление. При этом в них не указано, какие решения могут быть приняты по итогам рассмотрения заявлений и какие основания для принятия каждого из них. Поэтому граждане, подавая заявление, не могут предвидеть, какого решения им ожидать, а правоприменительный орган в отсутствие какой-либо регламентации порядка рассмотрения ими соответствующих заявлений может принимать по ним решения по своему усмотрению в произвольном порядке, что нарушает конституционные принципы правовой определенности, равенства и справедливости.

На основании изложенного гражданин Т.А. Валиев просит Конституционный суд Республики Татарстан признать абзацы второй—пятый пункта 4.1, пункты 4.2 и 4.4 Положения о порядке предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда города Казани, утвержденного решением Казанской городской Думы от 1 ноября 2006 года № 11-13, не соответствующими статьям 2, 13, 24 (часть вторая), 28 (часть первая) и 55 Конституции Республики Татарстан.

Судья-докладчик — Мусин Фанис Сахибутдинович

Председательствующий в заседании — Председатель Конституционного суда Республики Татарстан Хуснутдинов Фархат Гусманович.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International