Провозглашение итогового решения Конституционного суда РТ

23 ноября 2021 г., вторник

23 ноября 2021 года Конституционный суд Республики Татарстан провозгласил постановление по делу о проверке конституционности положений пункта 36 части 1 статьи 35 Устава муниципального образования «город Зеленодольск» Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, принятого решением Совета города Зеленодольска от 24 марта 2021 года № 37, пунктов 4 и 5, абзаца семнадцатого пункта 11 части 1 статьи 54 Устава муниципального образования «Зеленодольский муниципальный район» Республики Татарстан, принятого решением Совета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстанот 24 марта 2021 года № 61, постановления Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 24 декабря 2019 года № 2844 «О размере платы за содержание жилых помещений жилищного фонда города Зеленодольска», а также постановления Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 26 ноября 2020 года № 2270 «О размере платы за содержание жилых помещений жилищного фонда города Зеленодольска» в связи с жалобой гражданина А.В. Туганова.

Дело было рассмотрено в открытом заседании Конституционного суда Республики Татарстан 14 октября 2021 года.

Предмет рассмотрения

Предметом рассмотрения Конституционного суда Республики Татарстан являются:

— взаимосвязанные положения пункта 36 части 1 статьи 35 Устава муниципального образования «город Зеленодольск» Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, принятого решением Совета города Зеленодольска от 24 марта 2021 года № 37, и пунктов 4 и 5, абзаца семнадцатого пункта 11 части 1 статьи 54 Устава муниципального образования «Зеленодольский муниципальный район» Республики Татарстан, принятого решением Совета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан 24 марта 2021 года № 61, в той мере, в какой в рамках установленного ими регулирования невозможно определить орган местного самоуправления, уполномоченный на установление размера платы за содержание жилых помещений жилищного фонда города Зеленодольска;

— постановление Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района от 24 декабря 2019 года № 2844 «О размере платы за содержание жилых помещений жилищного фонда города Зеленодольска» в части правомочности Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района по установлению размера платы по содержанию жилых помещений жилищного фонда г. Зеленодольска, а также по порядку его подписания;

— постановление Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района от 26 ноября 2020 года № 2270 «О размере платы за содержание жилых помещений жилищного фонда города Зеленодольска» в части правомочности Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района по установлению размера платы по содержанию жилых помещений жилищного фонда г. Зеленодольска.

Обстоятельства, послужившие поводом к обращению в Конституционный суд Республики Татарстан

Как следует из жалобы и приобщенных к ней копий документов, гражданин А.В. Туганов является жителем Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан и проживает в жилом помещении многоквартирного дома.

Постановлением Исполнительного комитета муниципального района установлен размер платы за содержание жилых помещений жилищного фонда города Зеленодольска. Для многоквартирного дома, в котором проживает заявитель, этот размер в 2020 году составил 17,36 рублей за 1 кв. м общей площади помещения в месяц и увеличился по сравнению с ранее действовавшим. Применяясь при расчете оплаты стоимости жилищно-коммунальных услуг, постановление Исполнительного комитета муниципального района затрагивает права заявителя.

Позиция заявителя

По мнению гражданина А.В. Туганова, постановление Исполнительного комитета муниципального района ущемляет его конституционные права как принятое с нарушением разграничения компетенции между органами местного самоуправления, по его мнению, установление размера такой платы не относится к компетенции Исполнительного комитета района. Ссылаясь на пункт 5 части 1 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», заявитель считает, что вопрос о том, в чьей именно компетенции находится установление такого размера должен быть разрешен в уставе муниципального образования, соответственно это полномочие должно быть закреплено либо в Уставе города Зеленодольска за Советом города Зеленодольска, либо в Уставе Зеленодольского муниципального района за Исполнительным комитетом района. Однако названные нормативные правовые акты не содержат прямого указания на данные полномочия. Кроме того, гражданин А.В. Туганов обращает внимание, что положения Устава города предусматривают осуществление Советом города иных полномочий, отнесенных федеральными законами, законами Республики Татарстан к ведению представительных органов поселений, а также иных полномочий, определенных Уставом города к компетенции городского поселения (пункт 36 части 1 статьи 35), Устав района также относит к компетенции Исполнительного комитета района иные полномочия исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления городского поселения, предусмотренные федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Татарстан, Исполнительным комитетом района (абзац семнадцатый пункта 11 части 1 статьи 54). Приведенное правовое регулирование, по его мнению, допускает установление размера платы за содержание жилых помещений жилищного фонда города Зеленодольска как Советом города Зеленодольска, так и Исполнительным комитетом Зеленодольского района.

Таким образом, гражданин А.В. Туганов полагает, что положения пунктов 4 и 5, абзаца семнадцатого пункта 11 части 1 статьи 54 Устава района,  пункт 36 части 1 статьи 35 Устава города содержат правовую неопределенность в вопросе о том, в полномочия какого органа местного самоуправления — Совета города Зеленодольска или Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района — входит установление размера платы за содержание жилых помещений жилищного фонда города Зеленодольска, чем нарушаются конституционные принципы правового государства разделения властей, поддержания доверия граждан к действиям государства, равенства и справедливости.

На основании приведенных доводов заявитель считает, что постановление от 24 декабря 2019 года № 2844 принято в нарушение порядка разграничения полномочий между представительным и исполнительно-распорядительным органами местного самоуправления. Кроме того, по его мнению, названное постановление подписано первым заместителем руководителя Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района в отсутствие у него соответствующих полномочий, в связи с чем он просит признать неконституционным рассматриваемый правовой акт также и по порядку его подписания.

По аналогичным основаниям гражданин А.В. Туганов оспаривает конституционность постановления от 26 ноября 2020 года № 2270 в части нарушения порядка разграничения полномочий между представительным и исполнительно-распорядительным органами местного самоуправления.

Позиция Суда

Рассматривая данное дело, Конституционный суд Республики Татарстан установил следующее.

1. Согласно части третьей статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации органам местного самоуправления предоставлено полномочие по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом. Вместе с тем действующее законодательство не закрепляет положений, определяющих в компетенцию какого органа местного самоуправления — представительного или исполнительно-распорядительного (местной администрации) входит это полномочие.

Рассматривая настоящее дело, Конституционный суд Республики Татарстан отметил, что системный анализ содержания норм статьи 35 Устава города Зеленодольска, в том числе положений пункта 36 части 1 данной статьи, регламентирующей полномочия Совета городского поселения, и положений пунктов 4 и 5, абзаца семнадцатого пункта 11 части 1 статьи 54 Устава Зеленодольского муниципального района, определяющих компетенцию Исполнительного комитета района, показывает, что полномочия по установлению размера платы по содержанию жилых помещений жилищного фонда города Зеленодольска прямо не закреплены ни за представительным, ни за исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления. При этом пунктом 36 части 1 статьи 35 Устава города и абзацем семнадцатом пункта 11 части 1 статьи 54 Устава района предусмотрено, что и Совет городского поселения, и Исполнительный комитет муниципального района могут осуществлять иные полномочия, кроме тех, которые конкретизированы в уставах. Из этого следует, что данные нормы носят конкурирующий характер, поскольку используемая бланкетная (отсылочная) конструкция норм уставов позволяет отнести полномочие по установлению размера платы за содержание жилых помещений как к представительному, так и к исполнительно-распорядительному органу местного самоуправления. Неопределенность содержания положений уставов, устанавливающих полномочия представительного и исполнительно-распорядительного органов местного самоуправления, ставит под сомнение легитимность принятых Исполнительным комитетом района обжалуемых постановлений от 24 декабря 2019 года № 2844 и от 26 ноября 2020 года № 2270, поскольку Исполнительный комитет района не может рассматриваться как орган местного самоуправления, уполномоченный Уставом Зеленодольского муниципального района принимать на территории города Зеленодольска соответствующее регулирование.

Конституционный суд Республики Татарстан пришел к выводу, что оспариваемые правовые положения Устава города Зеленодольска и Устава Зеленодольского муниципального района как сами по себе, так и в системе действующего на территории города Зеленодольска правового регулирования не позволяют точно, ясно и недвусмысленно определить орган местного самоуправления,  уполномоченный на установление размера платы за содержание жилых помещений жилищного фонда города Зеленодольска, а значит не могут служить правовым основанием для принятия Исполнительным комитетом района актов, определяющих размер такой платы.

Вместе с тем, Конституционный суд Республики Татарстан, руководствуясь принципом разумной сдержанности, с учетом объективно сложившихся реалий, считает возможным воздержаться от признания в настоящем деле взаимосвязанных положений пункта 36 части 1 статьи 35 Устава города Зеленодольска и пунктов 4 и 5, абзаца семнадцатого пункта 11 части 1 статьи 54 Устава Зеленодольского муниципального района в вышеназванном аспекте, а также обжалуемых постановлений Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района от 24 декабря 2019 года № 2844 и от 26 ноября 2020 года № 2270 не соответствующими Конституции Республики Татарстан. При этом Конституционный суд Республики Татарстан указал, что с представительных органов местного самоуправления не снимается обязанность — исходя из требований Конституции Республики Татарстан и с учетом настоящего Постановления – определить орган, уполномоченный устанавливать размер платы за содержание жилых помещений жилищного фонда города Зеленодольска и, исходя из того, за кем будет определено такое полномочие, внести соответствующие изменения в действующее на территории города Зеленодольска правовое регулирование. 

2. Рассматривая довод гражданина А.В. Туганова в части подписания постановления Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района заместителем руководителя Исполнительного комитета Конституционный суд Республики Татарстан отметил, что подписание муниципальных правовых актов указанным должностным лицом, наделенным необходимыми правомочиями в установленном порядке, возможно только при возникновении объективных причин, закрепленных частями 1 и 6 статьи 55 Устава Зеленодольского муниципального района. Реализация заместителями руководителя Исполнительного комитета такого права прежде всего должна быть направлена на создание условий для эффективной работы Исполнительного комитета района, предупреждение в разумной степени последствий в том случае, если необходимые решения не будут приняты своевременно. Вместе с тем Конституционный суд Республики Татарстан отмечает, что практика систематического делегирования права подписи нормативных правовых актов Исполнительного комитета района заместителям не способствует поддержанию принципа доверия граждан к закону и действиям публичной власти, и может привести к неограниченному усмотрению и произволу в правоприменении.

3. В ходе рассмотрения жалобы Конституционным судом Республики Татарстан по настоящему делу не нашло подтверждения, что правовые положения частей 3 и 9 статьи 73 Устава города Зеленодольска, частей 3 и 9 статьи 83 Устава Зеленодольского района, а также пункта 5.2 Порядка заключения соглашений о передаче отдельных полномочий по решению вопросов местного значения между органами местного самоуправления Зеленодольского муниципального района и органами местного самоуправления городских и сельских поселений, входящих в состав Зеленодольского муниципального района, утвержденного решением Совета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 27 марта 2015 года № 514 (в редакции, действовавшей на момент подачи жалобы) применялись или подлежали применению при разрешении конкретного дела заявителя, в связи с чем, на основании пункта 2 части первой статьи 46 во взаимосвязи с положениями статьи 63 Закона Республики Татарстан «О Конституционном суде Республики Татарстан» производство по настоящему делу в части проверки конституционности вышеназванных положений прекращено.

При выработке своей правовой позиции Конституционный суд Республики Татарстан руководствовался положениями Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 года, ратифицированной Российской Федерацией 11 апреля 1998 года, а также использовал правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации.

Председательствовал в заседании — Председатель Конституционного суда Республики Татарстан Хуснутдинов Фархат Гусманович.

Судья-докладчик — Удачина Гузель Любисовна

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International