Судебное заседание в онлайн режиме

15 октября 2021 г., пятница

15 октября  2021 года, в пятницу, в 13.00 часов Конституционный суд Республики Татарстан рассмотрит дело о проверке конституционности положений подпункта 37 пункта 1 статьи 35 и частей 3, 9 и 12 статьи 72 Устава муниципального образования «город Зеленодольск» Зеленодольского муниципального  района Республики Татарстан, принятого решением Совета города Зеленодольска от 29 марта 2018 года № 182 (далее – Устав города), подпунктов 4 и 5, абзаца шестнадцатого подпункта 11 части 1 статьи 52 и частей 3, 9 и 12 статьи 81 Устава муниципального образования «Зеленодольский муниципальный район» Республики Татарстан, принятого решением Совета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 29 марта 2018 года № 279 (далее – Устав муниципального района), пункта 5.2 Порядка заключения соглашений о передаче отдельных полномочий по решению вопросов местного значения между органами местного самоуправления Зеленодольского муниципального района и органами местного самоуправления городских и сельских поселений, входящих в состав Зеленодольского муниципального района, утвержденного решением Совета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 27 марта 2015 года № 514 (далее – Порядок), а также постановления Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 24 декабря 2019 года № 2844 «О размере платы за содержание жилых помещений жилищного фонда города Зеленодольска» (далее – постановление Исполнительного комитета муниципального района) в целом.

Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданина А.В. Туганова.

Справка

Подпункт 37 пункта 1 статьи 35 Устава города устанавливает компетенцию Совета городского поселения по осуществлению иных полномочий, отнесенных федеральными законами, законами Республики Татарстан к ведению представительных органов поселений, а также иных полномочий, отнесенных данным Уставом к компетенции Совета городского поселения.

В соответствии с частью 3 статьи 72 Устава города муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Частью 9 статьи 72 Устава города установлен порядок официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов.

Часть 12 статьи 72 Устава города предусматривает, что опубликование (обнародование) соглашений, заключенных между органами местного самоуправления, осуществляется в соответствии с частью 3 статьи 72 данного Устава.

Подпункт 4 части 1 статьи 52 Устава муниципального района устанавливает компетенцию Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (далее также –– Исполнительный комитет муниципального района) по осуществлению полномочий исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления городского поселения в области строительства, транспорта и связи.

Подпункт 5 части 1 статьи 52 Устава муниципального района предусматривает компетенцию Исполнительного комитета муниципального района по осуществлению полномочий исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления городского поселения в области жилищно-коммунального, бытового, торгового и иного обслуживания населения.

Абзацем шестнадцатым подпункта 11 части 1 статьи 52 Устава муниципального района установлена возможность осуществления Исполнительным комитетом муниципального района иных полномочий исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления городского поселения, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Татарстан.

В соответствии с частью 3 статьи 81 Устава муниципального района муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Частью 9 статьи 81 Устава муниципального района установлен порядок официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов.

Согласно части 12 статьи 81 Устава муниципального района опубликование (обнародование) соглашений, заключенных между органами местного самоуправления, осуществляется в соответствии с частью 3 статьи 81 данного Устава.

В соответствии с пунктом 5.2. Порядка соглашение вступает в силу и становится обязательным для органов местного самоуправления района и органов местного самоуправления поселения со дня его подписания сторонами.

Постановлением Исполнительного комитета муниципального района установлен размер платы за содержание жилых помещений жилищного фонда города Зеленодольска.

История вопроса

Как следует из жалобы и приобщенных к ней копий документов, гражданин А.В. Туганов является жителем Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан и проживает в жилом помещении многоквартирного дома.

Постановлением Исполнительного комитета муниципального района установлен размер платы за содержание жилых помещений жилищного фонда города Зеленодольска. Для многоквартирного дома, в котором проживает заявитель, этот размер в 2020 году составил 17,36 рублей за 1 кв. м общей площади помещения в месяц и увеличился по сравнению с ранее действовавшим. Применяясь при расчете оплаты стоимости жилищно-коммунальных услуг, постановление Исполнительного комитета муниципального района затрагивает права заявителя.

Позиция заявителя

По мнению гражданина А.В. Туганова, постановление Исполнительного комитета муниципального района ущемляет его конституционные права как принятое с нарушением разграничения компетенции между органами местного самоуправления. Оспариваемые положения Устава муниципального образования «Зеленодольский муниципальный район» Республики Татарстан и Устава муниципального образования «город Зеленодольск» Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан содержат правовую неопределенность в вопросе о том, в полномочия какого органа местного самоуправления – Совета города Зеленодольска или Исполнительного комитета муниципального района – входит установление размера платы за содержание жилых помещений жилищного фонда города Зеленодольска. Заявитель указывает, что вопрос разграничения полномочий между представительным и исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является существенным: различаются процедура принятия нормативных правовых актов, их оспаривания и т.д. Тем самым отсутствие четкого разграничения компетенций не соответствует таким конституционным принципам, как правовое государство, разделение властей, поддержание доверия граждан к действиям государства, равенство и справедливость.

Также заявитель полагает, что у первого заместителя руководителя Исполнительного комитета муниципального района Республики Татарстан не было полномочий на подписание и издание обжалуемого постановления Исполнительного комитета муниципального района, в связи с чем он ставит под сомнение законность указанного постановления по порядку его издания и подписания, что также нарушает его конституционные права.

На основании изложенного заявитель просит Конституционный суд Республики Татарстан признать обжалуемые положения не соответствующими статьям 2, 10, 22, 24 (часть вторая), 27 (часть первая), 28 (части первая и вторая), 29 (часть первая) и 116 (части первая и вторая) Конституции Республики Татарстан.

Судья-докладчик — Удачина Гузель Любисовна

Председательствующий в заседании — Председатель Конституционного суда Республики Татарстан Хуснутдинов Фархат Гусманович.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International