Создание и становление конституционного правосудия в Республике Татарстан

Конституция Республики Татарстан провозгласила республику демократическим правовым государством и закрепила основополагающие нормы, принципы и ценности, имеющие фундаментальное значение для правовой системы Республики Татарстан. Построение и развитие правового государства заключается в реализации положений конституции в государственной деятельности и общественной жизни и предполагает наличие эффективного механизма защиты действующего основного закона.

С этой целью в нашей республике предусмотрен особый вид судебной деятельности – конституционное правосудие, которое необходимо для того, чтобы законы и иные нормативные правовые акты органов власти и правоприменительная практика не расходились с буквой и духом Конституции Республики Татарстан как главного правового источника в обществе и государстве. Обеспечение верховенства Конституции Республики Татарстан служит гарантией соблюдения основ конституционного строя Республики Татарстан, защиты основных прав и свобод человека и гражданина, эффективной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Наличие института конституционного контроля является признаком демократического способа управления государством, а также показателем реальной силы и прямого действия Конституции.

Впервые возможность создания органов конституционного контроля была предусмотрена Законом СССР от 23 декабря 1989 года «О конституционном надзоре в СССР». Данный Закон устанавливал, что конституционный надзор осуществляют Комитет конституционного надзора СССР и органы конституционного надзора союзных и автономных республик. Задачи, организация и порядок осуществления конституционного надзора определялись Конституцией СССР и конституциями республик, а также законами об органах конституционного надзора. Тем самым была заложена правовая основа для создания органов конституционного надзора в республиках бывшего СССР.

Республика Татарстан в декабре 1990 года одной из первых среди субъектов Российской Федерации приняла Закон Республики Татарстан «О конституционном надзоре в Республике Татарстан» и образовала Комитет конституционного надзора Республики Татарстан, который был призван обеспечивать соответствие Конституции Республики Татарстан законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан. Вместе с тем Комитет конституционного надзора Республики Татарстан не применял правила судебной процедуры, его решения не носили окончательного характера, а механизм их исполнения в законодательстве не был определен достаточно четко.

Конституция Республики Татарстан, принятая 6 ноября 1992 года, закрепила положения о создании и компетенции Конституционного суда Республики Татарстан. В частности, Конституция Республики Татарстан устанавливала, что Конституционный суд Республики Татарстан в целях защиты конституционного строя Республики Татарстан, основных прав и свобод человека, поддержания верховенства и непосредственного действия Конституции Республики Татарстан на всей ее территории рассматривает дела о конституционности законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти, международных договоров Республики Татарстан, споры о компетенции между органами государственной власти и дает заключения о соответствии Конституции Республики Татарстан действий и решений Президента Республики Татарстан. Важное значение имело закрепление в Конституции Республики Татарстан положения о том, что акты либо их части, признанные Конституционным судом неконституционными, утрачивают силу со дня опубликования его решения. В отличие от иных видов судопроизводства решения Конституционного суда Республики Татарстан являются окончательными, не подлежат обжалованию и вступают в силу немедленно после их провозглашения.

На основании Конституции Республики Татарстан 22 декабря 1992 года были приняты Закон Республики Татарстан «О Конституционном суде Республики Татарстан» и Постановление Верховного Совета Республики Татарстан о порядке введения данного Закона в действие. Было установлено, что Закон вступает в силу с момента избрания Конституционного суда Республики Татарстан, а до этого времени продлеваются полномочия Комитета конституционного надзора Республики Татарстан.

Одной их предпосылок на пути становления конституционного правосудия в Республике Татарстан стало принятие Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», который предусмотрел возможность создания конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. В соответствии с данным Законом конституционные (уставные) суды отнесены к судам субъектов Российской Федерации и включены в состав единой судебной системы Российской Федерации.

Новый этап в развитии конституционного судебного контроля в Татарстане начался 29 июня 2000 года, когда Государственным Советом Республики Татарстан в соответствии со статьями 89, 139 Конституции Республики Татарстан и статьей 9 Закона Республики Татарстан «О Конституционном суде Республики Татарстан» на 10 лет были избраны судьи Конституционного суда Республики Татарстан Д.А. Алкаева, А.Л. Васин, А.Г. Гатауллин, Л.А. Гусева, А.В. Косоруков и С.Х. Нафиев. Председателем Конституционного суда Республики Татарстан Государственным Советом Республики Татарстан по предложению судей был назначен Сайфихан Хабибуллович Нафиев, а его заместителем — Анас Газизович Гатауллин.



Первый Президент Республики Татарстан Минтимер Шарипович Шаймиев отметил, что создание в Татарстане Конституционного суда стало одной из заметных вех на пути развития государственности его многонационального народа, высказав убеждение, что Конституционный суд окажется эффективным инструментом разрешения правовых споров, проводником конституционной законности и надежным защитником прав и свобод человека и гражданина. Практика показала, что все основные полномочия, которыми наделен Конституционный суд Республики Татарстан, оказались востребованными. 

С первых шагов своей деятельности Конституционный суд Татарстана нацелен на принятие правовых решений, способствующих стабильности в обществе, укреплению конституционного правопорядка, обеспечивающих защиту прав и свобод человека и гражданина. В его решениях содержатся обязательные для исполнения всеми органами государственной власти и органами местного самоуправления правовые позиции по вопросам регулирования конституционных, административных, жилищных, социальных и других правоотношений.

Большой вклад в деятельность Cуда внес его первый Председатель Сайфихан Хабибуллович Нафиев, который обладал обширными знаниями, организаторскими способностями, честностью, принципиальностью и большим практическим опытом в деле укрепления законности в республике. Его исключительные личностные качества способствовали сплочению коллектива судей и аппарата Конституционного суда, подвигнув его на решение сложных и ответственных задач по соблюдению конституционной законности. Он пользовался заслуженным авторитетом в республике.

Значительный вклад в деятельность Комитета конституционного надзора и Конституционного суда республики внес также Анатолий Владимирович Косоруков, который обладал глубокими познаниями и опытом не только в области права, но и в экономической теории.
Сайфихан Хабибуллович Нафиев и Анатолий Владимирович Косоруков многое могли еще сделать на благо республики, но, к сожалению, ушли из жизни в расцвете творческих сил.

24 ноября 2004 года Государственный Совет Республики Татарстан на основании положений статей 75 и 108 Конституции Республики Татарстан избрал судьями Конституционного суда Республики Татарстан В.Н. Демидова и Ф.Н. Багаутдинова и по предложению судей назначил Председателем Конституционного суда Республики Татарстан Виктора Николаевича Демидова.



В июне 2010 года прекращены полномочия Гатауллина Анаса Газизовича, Алкаевой Диляры Ахметовны, Васина Александра Львовича, Гусевой Любови Акимовны в связи с истечением срока полномочий.

В июле 2010 года Государственным Советом Республики Татарстан судьями Конституционного суда Республики Татарстан были избраны Сахиева Раиса Абдулловна, Кузьмина Людмила Васильевна, Хамматова Ангелина Анатольевна, Шакараев Артур Рафаэлевич.



В ноябре 2014 года прекращены полномочия Демидова Виктора Николаевича и Багаутдинова Флера Нуретдиновича в связи с истечением срока полномочий.

В декабре 2014 года Государственным Советом Республики Татарстан судьями Конституционного суда Республики Татарстан были избраны Гафиятуллин Рашид Фадрттинович и Хуснутдинов Фархат Гусманович.

Председателем Конституционного суда Республики Татарстан утвержден Хуснутдинов Фархат Гусманович.


В апреле 2017 года досрочно прекращены полномочия Хамматовой Ангелины Анатольевны, а в мае 2017 года — Гафиятуллина Рашида Фадрттиновича.

В июне 2017 года Государственным Советом Республики Татарстан судьями Конституционного суда Республики Татарстан были избраны Волкова Фарида Рахимовна и Мустафина Эльмира Мазитовна.

 
 
 
 
Последнее обновление: 05 сентября 2017, 13:55
Copyright © 2003-2017
Обнаружили ошибку? Выделите слово или предложение и нажмите CTRL+ENTER
Яндекс цитирования