Провозглашение итогового решения Конституционного суда Республики Татарстан

20.06.2018

20 июня 2018 года в 10.00 в зале судебных заседаний Конституционного суда Республики Татарстан состоится провозглашение итогового решения по делу о проверке конституционности подпункта 14 пункта 1 статьи 7 и статьи 75 Устава Макуловского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан, принятого решением Макуловского Совета местного самоуправления от 30 июня 2005 года № 7, абзаца первого пункта 3.7.1 и пункта 3.7.2 Правил благоустройства территории Макуловского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан, утвержденных решением Совета Макуловского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан от 16 декабря 2015 года № 6-35, а также названных Устава и Правил в целом в связи с жалобой гражданки В.М. Омаровой.

Вход в здание Конституционного суда Республики Татарстан (г. Казань, ул. Пушкина, д. 66/33) свободный, при предъявлении документов, удостоверяющих личность.

История вопроса

Гражданка В.М. Омарова является собственником жилого дома в с. Русское Макулово Верхнеуслонского района Республики Татарстан. На территории поселения деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляет общество с ограниченной ответственностью «ЭкоАвтоТрейд» (далее — ООО «ЭкоАвтоТрейд»). В июне 2015 года ей впервые был выставлен счет-фактура на оплату услуги по сбору, вывозу, утилизации ТБО. Считая выставление счета незаконным, она обратилась в Исполнительный комитет Макуловского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан, который в своем ответе сообщил о необходимости внесения платы за указанную услугу.

После неоднократного выставления счетов в газете «Волжская новь» ООО «ЭкоАвтоТрейд» опубликовало договор на оказание услуги по вывозу и размещению ТБО в качестве публичной оферты. Заявительница обратилась в ООО «ЭкоАвтоТрейд» с требованием о прекращении действий по начислению и взиманию с нее платы по этой услуге, ссылаясь на то, что договор с ним она не заключала и не пользуется указанной услугой, однако ее требования были проигнорированы.

Решением Верхнеуслонского районного суда Республики Татарстан, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан, в удовлетворении исковых требований гражданке В.М. Омаровой было отказано. Определением судьи Верховного суда Республики Татарстан в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании кассационной инстанции Верховного суда Республики Татарстан также было отказано.

Позиция заявителя

Гражданка В.М. Омарова считает, что установленная абзацем первым пункта 3.7.1 Правил обязательность заключения всеми физическими лицами договоров с организациями, осуществляющими деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, для вывоза ТБО и строительного мусора нарушает принцип свободы договора, установленный положениями статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которой граждане свободны в заключении договора; понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена данным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Как отмечает заявительница, обязанность заключить договор может устанавливаться только на уровне федерального закона. В свою очередь часть 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает обязанность собственника жилого дома заключать договор лишь с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом данная норма Жилищного кодекса Российской Федерации была введена Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ и вступила в силу с 1 января 2016 года.

По мнению заявительницы, предусмотренная в обжалуемой норме организация, осуществляющая деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не может считаться региональным оператором и тем самым установленное данной нормой требование об обязательном заключении договора с этой организацией является незаконным.

Гражданка В.М. Омарова отмечает, что абзац первый пункта 3.7.1 Правил находится в системной взаимосвязи с пунктом 3.7.2 Правил, возлагающим организацию сбора, вывоза ТБО на территории поселения на Исполнительный комитет Макуловского сельского поселения, и подпунктом 14 пункта 1 статьи 7 Устава, относящим организацию сбора и вывоза ТБО к вопросам местного значения Макуловского сельского поселения. При этом она указывает, что Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Так, если ранее к вопросам местного значения поселения была отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (так же как и в оспариваемых нормах Устава и Правил), то в настоящее время к таким вопросам относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов. Данное изменение вступило в силу с 1 января 2016 года, и оно, по мнению заявительницы, существенно меняет объем полномочий органов местного самоуправления. Однако на сегодняшний день в Устав и Правила необходимые изменения не внесены.

Таким образом, гражданка В.М. Омарова полагает, что подпункт 14 пункта 1 статьи 7 Устава, абзац первый пункта 3.7.1 и пункт 3.7.2 Правил нарушают ее конституционное право частной собственности, а также не согласуются с конституционным принципом формального равенства.

Заявительница также обращает внимание на то, что ни Устав, ни Правила не были опубликованы на татарском языке, что нарушает конституционный принцип равноправия татарского и русского языков, как государственных языков Республики Татарстан, а также общеправовые и конституционные принципы равенства и справедливости. Она полагает, что указанные нарушения обусловлены тем, что статья 75 Устава, устанавливая порядок опубликования, обнародования и вступления в силу муниципальных правовых актов Макуловского сельского поселения, не содержит указания на необходимость опубликования муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, на обоих государственных языках Республики Татарстан.

Кроме того, гражданка В.М. Омарова отмечает, что Устав на официальном сайте муниципального образования размещен без решения, которым он утвержден. Впоследствии решениями Совета Макуловского сельского поселения изменения вносились в Устав без указания на то, что он утвержден каким-либо решением с конкретными реквизитами. В этой связи, по ее мнению, Устав в целом по порядку принятия и опубликования нарушает ее конституционные права, поскольку он опубликован официально без решения с соответствующими реквизитами, которым он утвержден.

 






Copyright © 2003-2018
Обнаружили ошибку? Выделите слово или предложение и нажмите CTRL+ENTER
Яндекс цитирования